У каждого из нас своя судьба и свой путь. И на этом пути мы пользуемся разными инструментами, чтобы разгадывать загадки, которые постоянно преподносит нам жизнь. Каждая разгаданная загадка – еще одно важное осознание, еще один маленький шаг на пути к истинной реальности. Коаны дзен-буддизма – один из таких инструментов.
Что такое коаны
Коан — короткая дзенская история, содержащие загадку или неявный вопрос, ответить на который путем логических рассуждений невозможно. Коан включает парадоксы и алогизмы, недоступные для привычного восприятия, при решении коанов логика становится бессильной и бесполезной. Достичь понимания можно только выйдя за рамки обычного ума.
В дзен-буддизме изучение коанов было одним из средств достижения просветления. Лишенный морально-религиозной окраски, коан служил лишь одной цели: загнать ум, привыкший ко всему подходить логически и везде искать причинно-следственные связи, в тупик, помочь человеку освободиться от уловок разума и открыть новую грань бытия.
Искать какой-то привычный смысл в коане не стоит, это история, имеющая множество смысловых уровней, которые открываются каждому в зависимости от его готовности. И чем больше размышляешь над коаном, тем более глубоко начинаешь проникать в его суть, тем более глубоких уровней понимания достигаешь. Но размышлять здесь вовсе не означает включать логическое мышление – это погружение, слияние, включение, одним словом, совершенно иной способ восприятия. Как писал японский психолог, филосов и популяризатор дзен-буддизма писал Тейтаро Судзуки, “…коан совершенно не допускает умственной интерпретации. Скальпель интеллекта не в состоянии вскрыть его и посмотреть, что находится внутри, так как коан не является логическим утверждением, а вызывает определенное умственное состояние…”
Коаны – это возможность проникнуть за пелену мыслей и слов и непосредственно соприкоснуться с реальностью. Преодолеть иллюзорную природу все разделяющего ума и перейти в состояние “не-ума”, безмыслия и внутреннего молчания.
Разнообразных коанов множество: одни короткие и состоят всего из пары фраз или даже нескольких слов, другие представляют собой целые истории и притчи. Медитируя над ними, можно многое понять о мире, о себе и своем уме. Когда вы будете медитировать, постарайтесь не дать своему уму уводить себя в сторону – просто смотрите, вглядывайтесь в коан, убирая все возникающие мысли и идеи. Все решения, которые подкидывает ум, – лживы, и их нужно немедленно отбрасывать. Но однажды ум сдается, и тогда практикующий испытывает состояние единения с реальностью, близкого к просветлению.
Очень хорошо демонстрирует суть практики следующий отрывок из книги Ошо “Будда. Пустота сердца”:
Ученику дали коан о хлопке одной ладони. Он услышал звук ветра, проходящего через сосны и подумал: «Может быть, это — звук хлопка одной ладони». Он помчался к Мастеру, чтобы дать ему ответ, но не успел он даже открыть рот, как был побит. Он сказал: «Ну это уж слишком! Я не произнес еще ни слова».
Мастер ответил: «Неважно, сказал ты что-то или нет, ты собирался что-то сказать».
Ученик начал: «Но, по крайней мере, вы должны были бы сначала это услышать…»
Но Мастер объяснил: «Неважно, что бы ты ни сказал, это будет неверно. Иди и медитируй!»
Когда ученики привыкли, они уже не мчались к Мастеру с ответами. Они знали, что ответа нет. Когда ум знает, что ответа нет, он прекращает борьбу. И вся стратегия очень тонкая: надо отодвинуть ум; уставший, исчерпавший себя, у него не остается желания больше функционировать.
Ну а теперь и сами дзенские истории…
Самые знаменитые коаны
Монах и женщина
Однажды два монаха – Учитель и ученик – возвращались в свой монастырь. Учитель был в годах, а ученик – очень молод. На их пути встретилась горная река. Когда они подошли к ней, увидели, что на берегу стоит юная женщина.
Ей тоже нужно было на другой берег, но она никак не могла решиться перейти через бурные воды. Поняв сложность положения, Учитель, ничего не говоря, взял женщину на руки и перенес через реку. Она поблагодарила и пошла своей дорогой, а монахи – своей…
Весь путь до монастыря они шли молча, но ученик никак не мог успокоиться – его мучила одна мысль, и наконец, когда они уже подходили к воротам, он не выдержал:
– Монашеский обет запрещает нам не только прикасаться к женщинам, но даже смотреть на них, чтобы не потревожить свой ум! Как ты мог сделать это?!.
На что Учитель с улыбкой ответил:
– Я просто перенес ее и оставил на берегу, а ты все еще продолжаешь нести с собой…
Нельзя украсть Луну
Дзенский мастер Рйонан жил в небольшой хижине у самого подножия горы. Жизнь его была очень проста. Когда однажды к нему в хижину забрался бродяга-вор, он обнаружил, что у Рйонана совершенно нечего украсть. Вернувшись домой, хозяин застал вора и сказал ему:
– Ты проделал очень большой путь, чтобы навестить меня. Нельзя, чтобы ты вернулся с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду.
Вор был ошеломлен. Он взял старую одежду мастера и тихо ушел.
Рйонан сидел нагой и любовался луной. “Бедный парень,- задумчиво сказал он.- Мне бы так хотелось подарить ему эту прекрасную Луну.”
Манджушри и ворота
Однажды Манджушри стоял перед воротами, когда Будда спросил его:
– Манджушри, Манджушри, почему ты не входишь?
– Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем мне входить? — ответил Манджушри.
Неужели
Давным-давно жил Мастер Дзен, который славился праведной жизнью. А рядом с его домом жила одна семья, в которой была красивая дочь. Однажды родители девушки узнали, что она ждет ребенка. Они сильно рассердились этому и заставили дочь признаться, кто отец. Она указала на Мастера Дзен.
Возмущенные родители отправились к нему. Когда они выложили ему причину своей ярости, все что он сказал: «Неужели?»
После того как ребенок родился, они отдали его Мастеру Дзен. Ничего не сказав, он взял мальчика и стал за ним ухаживать, кормить и растить. Все, что было необходимо, он брал у все тех же соседей, державших продуктовую лавку.
Не выдержав разлуки с сыном, через год юная мать созналась, что обманула родителей, а отцом ребенка был не Мастер Дзен, а совсем другой человек. Тогда родители побежали к Мастеру и умоляли простить их и вернуть малыша. «Неужели?» — сказал он и отдал мальчика.
Тигр
Человек шел по полю и вдруг увидел тигра. Человек побежал со всех ног, тигр за ним. Впереди был обрав, подбежав к обрыву, он стал спускаться, держась за дикую лозу. Весь дрожа, человек поднял голову вверх и увидел стоящего над обрывом тигра. Человек посмотрел вниз: там его поджидал еще один тигр. Только лоза удерживала человека.
Две мышки – белая и черная – начали понемногу подгрызать лозу, на которой он висел. Человек увидел рядом с собой ароматную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Она была такая сладкая!
Рисовая каша
Монах-ученик сказал Мастеру:
– Я только что пришел в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня.
– А ты уже поел рисовой каши? – спросил Мастер.
– Поел,— ответил тот.
– Так вымой лучше миску, – сказал Мастер. В этот момент монах обрел просветление.
Мгновение дороже сокровища
Важный господин попросил Учителя Дзен сказать ему, как ему следует проводить время. Он чувствовал, что слишком много времени посвящает своему делу, и попытался сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других.
Учитель Дзен написал 8 китайских символов и дал их человеку:
- Этот день не повторится дважды.
- Мгновение дороже сокровищ.
- Этот день больше не придет.
- Каждая минута – бесценное сокровище.
Хорошо и плохо
С разных концов Японии к Банкею приходили ученики, чтобы учиться у него. Однажды во время одного из таких собраний поймали вора. Банкею об этом сообщили и попросили его прогнать этого ученика. Банкей не обратил на этот случай никакого внимания. В следующий раз ученика-воришку поймали вновь за тем же занятием, и снова Банкей не стал рассматривать дело. Ученики рассердились и написали прошение, где просили удалить воришку, а если этого не произойдет, то все они уйдут.
Банкей прочитал прошение и собрал учеников:
– Вы – мудрые братья. Вы знаете, что хорошо, а что – плохо. Вы можете идти, куда хотите и учиться там. Но этот заблудший брат не может отличить хорошего от плохого. Кто же научит его, если не я? Он останется здесь, если даже вы все уйдете.
По лицу воришки потекли слезы. Все желание красть пропало.
Ответить